Когда в мае 2014 года в Шанхае подписывали документ по этому проекту, газпромовцы утверждали, что китайцы предоставят под проект финансирование чуть ли не на $25 млрд. Быстро выяснилось, что утверждения эти не соответствуют действительности, Китай денег не даст и раскошеливаться придется из инвестиционной программы российской компании.
Дальше – хуже. Широко разрекламированная «Газпромом» формула индексации цены российских поставок газа по цене нефти ударила по ее инициаторам, когда нефтяные цены упали – и упали надолго. В Москве рассчитывали, что цена примерно $350 за тысячу кубометров выведет «Силу Сибири» на приемлемый уровень рентабельности, но нынешняя контрактная цена газа в Азии не превышает $235, что не позволяет проекту окупиться и через 30 лет.
Строительство безнадежно нерентабельного газопровода все-таки начали, но быстро поняли, что в 2018 году никакой якутский или иркутский газ на китайской границе не появится. Для вида стали говорить о новом сроке – 2021 год, хотя и он не представляется реалистичным. Данные в Шанхае обещания поставлять по 38 млрд кубометров в год выполнить не удастся. Мешает не только сложная геология Чаяндинского месторождения, не только отсутствие готовности к строительству газоперерабатывающего завода на берегу Амура, но и вульгарное безденежье.
В прошлом году чистая прибыль «Газпрома» по РСБУ сократилась в 3,3 раза, а по международным стандартам отчетности – в семь раз. В пересчете на доллары за год она упала в 12,5 раза, с $34,8 млрд до $2,8 млрд. Показатели добычи и экспорта роста тоже не демонстрируют. В 2015 году выручка, как ожидается, уменьшится на 30%. Ожидать, что из этих сумм удастся профинансировать «Силу Сибири» даже при остановке других проектов вроде «Турецкого потока», не приходится.
https://slon.ru/posts/55009